В ведической литературе есть сведения о том, что на заре цивилизации на Земле господствовал Золотой век. Когда царь Джанамаджая просил разъяснений у мудреца Вайшампаяны о том, кто именно создал первых царей и князей, тот ответил: «Это действительно тайное знание даже для полубогов» (Мбх. 1.58.3). Таким образом, это указывает, что в давнем прошлом не было тиранов-царей, которые вершили суд скорый, но далеко не всегда справедливый.
Мудрец Бхишма на вопрос царя Юдхиштхиры о веке праведности и мудрости Сатья-юге ответил ему так: «Раджья, государство, появилось в Сатья-югу. До этого не было государственного правления, царя, и не было царского суда и карающего правителя. Дхарма защищала всех людей» (Мбх. 12.59.14). Позже, пояснил он, в обществе людей зародились порок и злодеяния. Тогда полубоги пришли к Господу Брахме, и Самосущий Брахма подарил им свод предписаний из ста тысяч стихов о дхарме и артхе (выгоде и пользе), а также о каме (чувственном наслаждении). Эти три основы – дхарма, артха и кама – являются главными побудительными причинами или движущими силами для человеческого общества в целом. Далее Бхишма продолжал: «Поскольку к постижению собственной природе человека ведет пример, внушение и наказание, и среди этих трех наказание – самая крайняя мера, то эта наука раджйа-видья известна в трех мирах как наука нити-шастра (нравственность, основанная на справедливом воздаянии).
Следует сказать о том, что в произведениях древнеиндийской литературы вопрос о государстве ставился часто, особенно в Законах Ману и Артха-шастре. Однако согласно позиции Бхишмы, в более ранние эпохи, до эпохи Махабхараты, государства как такового не было, так как внутренний закон управлял людьми, и среди людей не было вражды или злобы, которые приводят к попранию закона дхармы. Следовательно, согласно этому положению, золотым веком следует считать эпоху праведности, в которой истина, сатья, преобладала, а безбожие, адхарма, было крайне незначительно или отсутствовало совсем. Согласно Ригведе (10.124.8) и Атхарваведе (1.9.3) царь избирался народным собранием, самити. Правитель в эпоху Крита-юги, принадлежал к самому знатному, богатому и многочисленному роду. Позже, с наступлением следующей эпохи, Трета-юги, праведность стала ослабевать, а безбожие, адхарма, стала нарастать.
Интересно то, что Бхишма не упоминает о четырех варнах в обществе Сатья-юги. В Бхагаватам (1.4.25) говорится, что Вьясадева для шудр (слуг трех высших сословий), и двиджа-бандху (друзей брахманов) изложил повествование о потомках Бхараты, известное как Махабхарата.
Бхагавад-гита (18.41) рассказывает о том, что шудры – это те, кто по природе своей склонны служить другим (паричарьятмакам карма шудрасьяпи свабхава-джам). Главное слово здесь – это апи, даже. Даже шудры склонны служить, но служение шудр иное, чем служение брахманов и кшатриев. Брахманы служат высшему знанию и Парабрахману, Личности Бога, кшатрии целиком отдаются воинскому долгу и великой храбрости и доблести, а вайшьи посвящают себя плодотворному труду, то есть являются тружениками и хлеборобами (а не банкирами, как принято в Кали-югу). Шудры продают свой труд за деньги, и, таким образом, являются наемниками, ростовщиками по сути своей. Таких шудр в Сатья-югу не существовало в обществе людей, согласно Бхишме.
Таким образом, если Сатья-юга характеризуется наличием только возвышенных и честных тружеников в сфере образования (брахманы), в сфере воинского искусства и государственного строительства (кшатрии), и в сфере промышленности и сельского хозяйства (вайшьи), то Кали-юга характеризуется властью шудр, самого бесперспективного и непроизводительного псевдосословия, которое паразитирует на труде трех высших сословий человеческого общества.
Именно это хотел нам объяснить великий Бхишма в беседе с царем Юдхиштхирой. Великий Кришна сказал в бессмертной Бхагавад-гите: «Все сословия различаются согласно их внутренним качествам и отношению к знанию, дисциплине и благородству. Если брахманы посвящают себя науке и просвещению (шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам), кшатрии – доблести, защите подданных и героизму (шаурйам теджо дхритир дакшйам йуддхе чапй апалайанам), а вайшьи – промышленности и сельскому хозяйству, то шудра ничему не посвящает себя, но склонен заниматься деятельностью ради собственной корысти и эгоизма» (18.41-44). Поэтому название шудра (шут-ра) означает «вне света знания».
Мнение о том, что шудры занимаются физическим трудом, ошибочно, и родилось в среде интеллектуальных брахманов. По-настоящему деятельный человек никогда не будет делать различия между интеллектуальным и физическим трудом. Кришна в своих наставлениях никогда не разделял духовное служение и благочестивый труд на два диаметрально противоположных вида – физический труд и труд интеллектуальный. В действительности, согласно Бхагавад-гите, духовный человек – это тот, кто знает истинные цели жизни. Человек, не имеющий духовного понимания – это тот, кто потерял истинную цель жизни и занят бесполезными или вредными занятиями (кашмалам анарья-джуштам, Бг 2.2).
Разве кшатрий не занят почти каждое мгновение тяжелым физическим трудом, наравне с напряжением ума, воли и разума – ради защиты людей и стяжания духовного совершенства? Разве настоящий брахман избегает физического труда, заявляя, что это – удел шудр? Никогда. Известен пример великого учителя Мадхвачарьи, который был физически так силён, что принимал участие в борцовских состязаниях, в которых он всегда побеждал.
Суть в том, что Сатья-юга может быть приближена стараниями множества людей, объединенных доброй волей. Разумеется, влияние Божеств и различных космических сил велико. Однако разум – это великая прерогатива человека, его сила и мощь, и с помощью своего разума человек способен к великим подвигам.
О Сатья-юге мы узнаём из ведических источников следующее. Век праведности (Сатья-юга) считается первым из четырех юг – мировых эпох в развитии человечества. В Совершенный век люди жили счастливо и беззаботно, не ведая злобы, лицемерия, зависти, хитрости, страха, не страдая от болезней и бедности; не было необходимости в тяжелом труде, ибо природа давала всё, что было нужно; отсутствовала частная собственность, никто не жил за счет другого. Все были равны между собой; общественные различия появились позже. Всюду царствовала справедливость, и потому не нужны были наказания. Люди были благочестивы и добродетельны. Веда была единой, и все знали её (Мбх, 3. 148, 186).
Источники и литература:
1. Бхагавад-гита, великий диалог Кришны и Арджуны.
2. Махабхарата – великое повествование о потомках Бхараты.
3. Ригведа и Атхарва-веда.
4. Шримад-Бхагаватам, 1 Песнь.
5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М. «Наука», 1985 г.
Нанда Сута дас
Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Как Сам Верховный Господь, Мой духовный учитель, Ишвара Пури, абсолютно независим. Поэтому ни милость Верховного Господа, ни милость Ишвары Пури не обусловлена ника...
Следует тaкже обрaтить внимaние нa слово тиртхaпадa. Это одно из имен Господa Говинды, Верховной Личности Богa. Тиртхa ознaчaет «святое место», a падa — «лотосные стопы Господa». Люди идут в свят...
Слава Мохини экадаши, приходящегося на период растущей луны в месяце апреле/мае, описана в «Сурья Пуране».
Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне: «О, Джанардана!...
Рукмини – главная из цариц Кришны в Двараке. Рукмини является воплощением богини Лакшми. В Шримад Бхагаватам сказано: «О, герой среди Куру, Сам Всевышний Господь Говинда женился на дочери царя Бхикш...
Для приготовления пшенично-кукурузного содового хлеба нам понадобятся:
- 1,5 cтакана пшеничной муки;
- 0,5 стакана кукурузной муки;
- 100 грамм замороженной кукурузы;
- 50 мл гхи (топлёного масла);
- 1 с...
Кем бы вы ни были: похотливым человеком, вором или убийцей, - вы должны развить рвение, такое сильное желание: «Я должен увидеть Кришну». Тогда Кришну можно будет увидеть.
Шрила Прабхупада, Лос-Анд...
Нигде не просматривается так ясно противостояние духа и материи, как в религиозных организациях. Любая организация подвергается попытке захвата и становится ареной борьбы за ресурсы, как только начи...
Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром.
КОММЕНТАРИЙ: Никакими видами оружия нельзя убить душу. Она неуязвима для мечей, пламени, ливней, смерчей и т...
Пусть прорастает сквозь меня Любовь,
Пуская корни в душу глубоко…
Пускай Она основой станет чистой,
Для счастья от которого легко.
Луна… Смотрю уставшими глазами,
Мерцанье звёзд, далёкий свет планет…
Чем...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...